Покупка готового онлайн-бизнеса: на что обращать внимание
Новая тема Написать ответ
# Пт Июл 08, 2016 1:28 pmMiss Content Зарег.: 05.03.2010 ; Сообщ.: 7881Ответить с цитатой
Доски объявлений Рунета уже полны предложений продажи готовых интернет-магазинов, и цены здесь варьируются от 15 000 рублей до нескольких миллионов.



Можно найти амбициозные проекты, например, по захвату рынка автомоек Москвы: (Примеры из реальных объявлений)



Или приобрести мощный сайт, в комплекте с мастерами-славянами



А в данном случае к интернет-магазину в нагрузку дают «Самсунг» с номером , 2 рабочих е-мейла со всеми паролями и заполненные корзины:



Так поможем же онлайн-предпринимателям выбрать из массы заманчивых предложений действительно стоящий проект и верно оценить реальную стоимость предлагаемых проектов!

Определимся сразу: речь пойдет о купле-продаже интернет-магазинов или коммерческих сайтов, основное назначение которых – давать конечный результат в виде привлечения и конвертации клиентов в продажи. Не будем тратить время на оценку сателлитов или сайтов, создаваемых не для людей, а для продажи ссылок и решения прочих задач SEO-оптимизаторов.

Как оценивает сайт продавец?

Часто в объявлениях о продаже интернет-магазинов можно встретить подобные описания:



Отметим, что при формировании цены ресурса продавцы обычно закладывают в его стоимость свою субъективную оценку будущей прибыли сайта (в потенциале), все понесенные расходы и творческий вклад в виде «уникальной идеи», «крутого дизайна» и т.п.

Из чего складывается стоимость сайта?

Точная оценка стоимости сайта – занятие не из простых. Это наличие массы факторов, которые невозможно полностью отследить и учесть, но следует попытаться максимально приблизиться к оценке рыночной стоимости площадки.

В мире инвестиций есть различные методики оценки бизнеса, например, классический метод Discounted Cash Flow, но все устоявшиеся приемы эффективны, когда есть накопленная история продаж, расходов и т.д. Однако на ранних этапах развития своего дела таких данных мало, они не закономерны, их сложно выделить в стабильные тренды. Поэтому попробуем сделать оценку с учетом всех факторов с высоким риском, которые не позволяют применять классические методы.

Стоимость сайта = Стоимость активов + Маркетинговая капитализация

Стоимость активов – все цифровые активы и выполненные работы: доменное имя, веб-разработка сайта, дизайн, контент, внешняя ссылочная масса и другие всевозможные расходы, которые были направлены на доработку / улучшение сайта.

Маркетинговая капитализация – составляющая стоимости, характеризующая ожидаемую прибыль, которую сайт может принести за весь возможный период его существования в текущем виде. Это сложно прогнозируемое значение, но, тем не менее, вероятное к оценке и пониманию возможных перспектив, с ориентиром на следующие показатели: прямой и поисковый трафик, SEO-показатели, количество и качество контента, размер постоянной аудитории, база клиентов, текущий доход, репутация сайта в сети (гудвилл).

В итоге: стоимость активов – более материальная и измеряемая доля стоимости сайта.
Маркетинговая капитализация – показатель связан больше с ожиданиями от поведения рынка, стабильного или растущего трафика и продаж.

Как самостоятельно оценить интернет-магазина для покупки?


Во-первых, нужно понять, какую долю составляет маркетинговая капитализация в заявленной цене магазина. Если эта доля не значительна, можно сразу переходить к оценке стоимости активов.
Если же маркетинговая капитализация составляет ощутимую долю стоимости, то следует знать, что, покупая такой сайт, вы платите больше за веру в перспективу зарабатывать в дальнейшем. В подобном случае нужно хорошо разбираться в данном сегменте, чтобы строить долгосрочные прогнозы.

Во-вторых, оцениваем стоимость активов. Стоимость проведенных работ подсчитать непросто, допустим, стоимость разработки сайта при заказе у региональных разработчиков или именитой студии может отличаться в разы.

Если ваша оценка стоимости активов равна (или меньше на 50%-100%) сумме, предлагаемой продавцом, то вполне возможно рассматривать данную стоимость как приемлемую. Потому что разработка нового сайта может выйти на порядок дороже первоначальной оценки.

Не будем опираться на абсолютные значения составляющих стоимости в рублевом выражении, а разберем важность этих составляющих для формирования своей субъективной оценки стоимости ИМ.

Доменная зона

Данный фактор принципиально не влияет на стоимость, здесь важно другое: чтобы доменная зона соответствовала региону, в котором находится бизнес. Бизнес в России – .ru, .рф, бизнес в Украине – .com.ua, .ua, либо зоны без выраженной географической привязки: .biz, .com, .info, .su и прочие.

Стоит отметить, что домены .рф имеют некоторые нюансы для SEO-продвижения.

Доменное имя

Доменное имя – фактор, на который многие продавцы возлагают реальные надежды в части маркетинговой капитализации.

Домен Sex.com был продан за 13 миллионов долларов США.

Доменное имя может легко запоминаться, ассоциироваться с чем-либо, но насколько эти критерии могут сыграть важную роль в деле – судить будущему владельцу бизнеса и сопоставлять их с планами развития коммерции и бренда.

Трафик (источники и качество)

Трафик – это важный фактор, который может сказать об имеющихся активах ИМ и о маркетинговой капитализации.

Прямой трафик, наличие этого трафика и его количество свидетельствуют об известности и популярности данного сайта.

Трафик из поисковых систем (SEO-трафик) – наличие подобного трафика говорит о том, что интернет-магазин оптимизирован, имеет контент и может генерировать трафик из поиска. Большое количество поискового трафика свидетельствует о том, что сайт хорошо виден по высокочастотным запросам или имеет большую массу контента, который востребован в поиске.

Стоит обратить внимание на разницу в количестве поискового трафика из Яндекса и Гугла: если разница больше чем в 70%, возможно у сайта есть проблемы в одной из поисковых систем.

Трафик из социальных сетей – наличие такого трафика подтверждает популярность данного сайта и его обсуждение пользователями социальных сетей, а также активность в группах, связанных с искомым ресурсом.

Переходы по рекламе – наличие этого трафика свидетельствует, что сайт рекламировался и, возможно, у владельца могут быть готовые рекламные кампании.

CMS сайта

CMS или движки сайтов бывают платными, бесплатными и самописными.

Бесплатные движки наиболее популярны, с ними работают масса веб-разработчиков, и можно без труда найти по среднерыночной цене хорошего программиста для обслуживания вашего интернет-магазина.

Платные движки предоставляют больше возможностей для коммерческих проектов, но и разработчики, использующие платные движки, обычно обходятся чуть дороже средних чеков по рынку.

Самописные движки – индивидуальные решения от независимых специалистов или команд. Такой движок может быть идеально адаптирован под бизнес-задачи сайта, но, если потерять контакт с автором движка, то не все программисты готовы работать с чужим творением, или стоимость работ может быть выше среднего по рынку.

Фишки интернет-магазинов (CRM, связь с бухгалтерией и складом, Яндекс. Маркет, агрегаторы)

До приобретения интернет-магазина стоит выяснить наличие всевозможных плагинов и надстроек для автоматизации бизнес-процессов: CRM, связка базы данных интернет-магазина со складом и онлайн-бухгалтерией, возможность экспорта товаров в Яндекс.Маркет и другие товарные агрегаторы. Все это хозяйство, если оно в рабочем состоянии, может ощутимо улучшить эффективность бизнеса и его стоимость.

Контрагенты, партнеры, помощники

На этапе выбора ИМ важно уточнить: контрагенты в виде поставщиков, производителей, копирайтеров, оптимизаторов – все это передается вместе с продажей интернет-магазина? Если да, то такие активы также могут увеличить стоимость ресурса, при условии, что со сменой владельца договоренности с контрагентами сохранятся?

Контент

Изучите, сколько на сайте контента и какого он качества. Если есть контент, который читают / смотрят, или контент приводит поисковый трафик, то это хорошее вложение, ведь создание качественного материала стоит денег. Иначе, если статей нет или они не работают, то никакой ценности данный критерий не имеет.

SERM (репутация в сети)

Изучите внешнюю среду вокруг интернет-магазина и бренда, что об ИМ говорят в сети, каковы отзывы… Если есть негатив и позитив, то это рабочая ситуация, которой нужно заниматься. Если никаких отзывов и упоминаний нет, то ИМ не представлял особой конкуренции в своей нише и мало кого интересовал. Когда в сети много негатива – это должно вызвать опасения, здесь стоит изучить подробнее, в чем причина отрицательных отзывов и сколько их в целом. Работа по нейтрализации негатива достаточно сложна и трудоемка, однако обширное наличие негатива может серьезно испортить бизнес-процессы.

Оценить ситуацию можно, вводя в Яндексе и Гугле запросы типа: Название магазина+ отзывы

Дополнительный функционал магазина (калькуляторы, плагины)

Есть ли у интернет-магазина полезный функционал (калькуляторы всевозможных расчетов, плагины), и пользуются ли им посетители? Если функционал есть и он полезен, то это не лишнее вложение, увеличивающее стоимость.

Дизайн

Очень субъективный показатель. На момент создания ИМ можно реализовывать свои творческие амбиции, но, покупая уже готовый магазин, стоит оценивать не художественную составляющую, а юзабилити – удобен ли он посетителям, не отталкивает ли он? Если все плохо, то потребуются дополнительные вложения в «переделки».

Адаптация под мобильные устройства

Адаптирован ли сайт под мобильные устройства? Адаптивность уже давно стала «must-have» для онлайн-бизнеса, чье наличие / отсутствие может влиять на стоимость.

Контекстная реклама

Если для магазина велась контекстная реклама, выясните, передает ли продавец аккаунты или рекламные кампании. Хорошо настроенные компании, могут оцениваться как дополнительная ценность к стоимости активов.

SMM

Изучите размер аудитории групп в социальных сетях (если такие есть), которые связаны с ИМ. Количество подписчиков – еще не самое главное. Просмотрите подписчиков внимательнее, реальные ли люди большинство из них? Регион у подписчиков такой же, как у вашего ИМ? Это ваша целевая аудитория? Обратите внимание и на активность в группе: есть лайки / репосты записей, есть ли комментарии? Если все это имеется, то вместе с сайтом вы приобретаете реальную живую аудиторию потенциальных клиентов. Но, имейте в виду, если в социальных сетях все уныло, то эти группы не стоят ничего.

SEO-метрики

ТИЦ – показатель цитируемости Яндекса, пропорционален количеству и качеству ссылок, которые ссылаются на сайт. Показатель не наращивается в один миг, для его роста нужно время. Поэтому, чем ТИЦ больше, тем больше инвестировано в сайт (размещены покупные ссылки или создан полезный контент / функционал, который привлек естественные ссылки). Но ТИЦ нельзя напрямую связывать с успешностью сайта, молодой интернет-магазин с минимальным ТИЦ может выдавать результаты не хуже, чем ИМ с ТИЦ в несколько сотен.
ТИЦ = 0 может быть у молодых или не развитых с SEO-позиций интернет-магазинов, либо ИМ находится под санкциями Яндекса (о санкциях ниже).

Узнать значения большинства SEO-метрик можно с помощью онлайн-сервисов, например: cy-pr.com

Google PageRank (PR) – на данный момент показатель перестал отображаться и публично у всех сайтов = 0. Показатель отражал количество внешней ссылочной массы на сайт.

Alexa rank – показатель, который косвенно отображает трафик и количество просмотров страниц сайта. Чем Alexa rank ниже, тем ИМ более посещаем.

Наличие в каталогах (ЯК, Mail.ru, Dmoz)

Данные факторы часто упоминаются при оценке стоимости ИМ со стороны продавца, но существенных преимуществ магазину не дают.
В Яндекс. Каталог (ЯК) можно попасть, имея неплохой магазин и оплатив вступительный взнос.
В каталоги Mail.ru и Dmoz можно попасть бесплатно. Наличие сайта в этих каталогах свидетельствует о том, что ресурс подходит под усредненные стандарты и может быть полезен посетителям, но не более того.

Страницы в индексе поисковых систем

Количество страниц в индексе поисковых систем может сказать о том, как магазин индексируется поисковиками, все ли страницы попадают в индекс, нет ли проблем с индексацией, а, соответственно, с видимостью сайта в поиске. Если разница между количеством страниц в индексе Яндекса и Гугла существенная, это может говорить о проблемах с индексацией в одной из поисковых систем.

Проверить количество страниц в индексе обеих поисковых систем можно, введя запрос – site:domainName

Внешние ссылки

Внешние ссылки являются составляющей успешности интернет-магазина, и этим аргументом может оперировать продавец – но вам нужны только рабочие ссылки. Если сайт занимает позиции в ТОПе и генерирует трафик, то нужно вместе с передачей сайта обговорить и передачу ссылок. Если же сайт далеко не в ТОПе и трафика нет ни из одной поисковой системы, то доплачивать за такие ссылки не имеет смысла. Причем, при отсутствии результатов в SEO, при наличии большого числа внешних ссылок, высока вероятность нахождения ИМ под фильтрами или санкциями поисковых систем. Очень часто под санкции попадают как раз за эти ссылки.

Посмотреть внешние ссылки на сайт можно в кабинетах для веб-мастеров Яндекса / Гугла или с помощью онлайн-сервисов: linkpad.ru, ahrefs.com.

Санкции

Необходимо проверить, не находится ли магазин под санкциями поисковых систем. Частые «симптомы» санкций – отсутствие трафика из одной из поисковых систем. Основные санкции и фильтры, под которые может попасть коммерческий сайт: в Яндекс – Минусинск и АГС, в Гугл – Пингвин и Панда. Если есть симптомы, лучше воспользоваться помощью SEO-специалиста, для проверки ИМ на наличие санкций.

Мы постарались собрать максимум факторов, которые могут сыграть важную роль в дальнейшем развитии вашего онлайн проекта. В любом случае нужно понимать, что сверхприбыльные проекты редко продаются и с большинством сайтов нужно будет работать и адаптировать под реалии своего бизнеса.
# Сб Июл 09, 2016 6:16 amSkyworker Зарег.: 25.12.2013 ; Сообщ.: 11427Ответить с цитатой
Что-то как-то много букв! Автор статьи сама-то хоть когда-то покупала готовый онлайн бизнес или опять голая теория?
# Вс Июл 10, 2016 2:09 pmspomoni Зарег.: 06.04.2008 ; Сообщ.: 7541Ответить с цитатой
Имхо, бизнес приносящий хороший доход очень редко кто продает.
# Пн Июл 11, 2016 10:53 amMiss Content Зарег.: 05.03.2010 ; Сообщ.: 7881Ответить с цитатой
Skyworker писал(а):
Что-то как-то много букв! Автор статьи сама-то хоть когда-то покупала готовый онлайн бизнес или опять голая теория?


Сложно осилить небольшую статью? Ну, так там еще и картинки есть. Smile А по поводу практики, так мы от тебя тоже мануалов давно не видели.
# Пн Авг 01, 2016 11:01 amTomas-R Зарег.: 07.01.2008 ; Сообщ.: 5567Ответить с цитатой
+1 хороший биз не продают
# Вт Авг 02, 2016 5:37 amSkyworker Зарег.: 25.12.2013 ; Сообщ.: 11427Ответить с цитатой
Miss Content писал(а):
Сложно осилить небольшую статью? Ну, так там еще и картинки есть. Smile А по поводу практики, так мы от тебя тоже мануалов давно не видели.

Ну, дак там же вода одна, практики ноль, поэтому не интересно читать. Да и потом есть платные мануалы, но там тоже такая вот вода, только за деньги Shout

Tomas-R писал(а):
+1 хороший биз не продают

Мало, что никто даже не сплит реальный магазин, дающих хороший доход и правильно сделает.
# Вт Авг 16, 2016 2:37 pmNeovin Зарег.: 12.05.2014 ; Сообщ.: 2526Ответить с цитатой
А разве готовый онлайн бизнес это всегда магазин? Есть ведь и другие направления.
# Вт Авг 16, 2016 5:55 pmDrKronos Зарег.: 11.03.2008 ; Сообщ.: 13024Ответить с цитатой
Хорошие бизы еще как продают (я вот, например, когда начинаю новый проект, то заранее планирую за сколько его продам в дальнейшем. Ну и строю всегда так, чтобы удобно было передать управление), просто как правило не публично, а среди наработанного круга знакомых. У всего есть цена и все продается. А вот в паблике реально мало годных предложений (flippa и т.п) Накрученные статы, продажи. В лучшем случае это просто проблемный биз, о которых умалчивается. В худшем — пузырь.
Новая тема Написать ответ    ГЛАВНАЯ ~ ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ
 
Любое использование материалов, размещенных на ArmadaBoard.com, без разрешения владельцев ArmadaBoard.com запрещено.