|
В бог весть какой раз планету накрывает информационной волной, кричащей, что самый удалённый от Земли космический аппарат наконец-то оставил свою колыбель — Солнечную систему. Что ж, на сей раз в этой истерии есть хотя бы оттенок правдивости. Но всего лишь оттенок.
Особенно впечатляет точнейшая словесная эквилибристика граждан из НАСА: «В последний год каждые несколько месяцев всплывают сообщения о том, что "Вояджер-1" "покинул Солнечную систему". Почему же команда "Вояджера" до сих пор воздерживалась от заявлений, что аппарат достиг межзвёздного пространства?»
Заметьте, как это тонко: пресс-релиз Лаборатории реактивного движения НАСА в дальнейшем ни слова не говорит о выходе за пределы Солнечной системы. А выражение «достижение межзвёздного пространства», прямо скажем, это не совсем то. То есть совсем не то.
В общем пресс-релизе (отдельном от сообщения Лаборатории реактивного движения) НАСА для совсем уж полного прояснения ситуации в подписи к этой иллюстрации написало: «Значительная часть межзвёздного пространства на самом деле лежит в пределах нашей Солнечной системы», как то же облако Оорта. Но тщетны надежды, что эти слова дойдут до спринтерских веб-умов... (Здесь и ниже иллюстрации NASA.)
Как «КЛ» уже писала, границы Солнечной системы — вещь очень размытая. Так, гравитация Солнца сильнее гравитации любой другой звезды в сфере радиусом два световых года, и с гравитационной точки зрения там и лежит «граница Солнечной системы». На фоне этого 17,3 световых часа, на которые «Вояджер-1» удалился от светила за последние 36 лет (в среднем по полчаса в год), выглядят блёкло. Да, это гигантский шаг для всего человечества. Но в масштабах Солнечной — всего лишь шажок вперёд.
Достоверно известно скорее не то, где наша система кончается, а то, где она наверняка продолжается. Например, частью системы все астрономы считают карликовую планету Седна, гарантированно вращающуюся вокруг Солнца. Её максимальное удаление от звезды равно 150 млрд км, в то время как к началу сентября 2013-го герой прессы «Вояджер» отошёл от Солнца лишь на 18,745 млрд км. Иными словами, он достигнет афелия Седны через 250 лет с лишним — и всё равно до границ системы будет ещё очень далеко, потому что в неё также входит облако Оорта, откуда к нам с завидным постоянством прилетают кометы.
Пока самым далёким из Оорта-объектов, известных науке, считается астероид 2009 FW54, максимальная дистанция между которым и центральной звездой достигает 330 млрд км (2 205 а. е.). Но основная часть облака, предположительно, отстоит от Солнца на 1–2 световых года — и при этом, несомненно, всё ещё является частью нашей системы. Именно поэтому в пресс-релизе НАСА нет и не может быть слов «аппарат покинул Солнечную систему», разве что в «сомневающихся» кавычках, в качестве пересказа слов неназванных акул пера. Формально же НАСА публично заявило лишь о том, что «Вояджер-1» вошёл в межзвёздное пространство.
И с этим не поспоришь: межзвёздное пространство, строго говоря, это всё, что лежит между звёздными астросферами, а не то, что находится между окраинами планетарных систем. Солнце просто движется через межзвёздную среду, а его ветер (поток плазмы от Солнца) создаёт в ней называемый гелиосферой (солнечная астросфера) пузырь, который простирается до края рассеянного диска Солнечной системы. Вот эту-то гелиосферу «Вояджер-1» и покинул. Подчеркнём: только сейчас, а не год, два или три месяца назад, когда мы лицезрели соответствующие сообщения в прессе.
Об этом говорят и сами представители НАСА: Эд Стоун (Ed Stone) из Калифорнийского технологического института, один из членов команды «Вояджера», сообщает, что только в августе 2013 года детекторы плазмы аппарата зафиксировали плазму явно инозвёздного, а не солнечного происхождения. И только с этого момента можно говорить о выходе за пределы гелиосферы — точнее, о выходе на её границу. Дело в том, что влияние гелиосферы хотя и радикально ослабло, но ещё сохраняется. Частицы, выбрасываемые солнечными вспышками, пока достигают аппарата и, по всей видимости, чаще частиц ветра, дующего в межзвёздном пространстве за пределами гелиосферы.
И всё-таки это достижение: впервые автоматический зонд покинул пределы гелиосферы, миновав область стагнации. Увы, в целом же ваша космическая отрасль, земляне, ещё очень далека от подобных свершений.
Разумеется, НАСА прямо отвечает на им же поставленный вопрос: «Так должны ли мы говорить, что "Вояджер-1" покинул Солнечную систему?» Не-а, «не совсем». Как резонно замечает ведомство, на то, чтобы сделать это, зонду понадобится около 30 тысяч лет. Хотя неформально под Солнечной системой часто подразумевают планеты, вращающиеся вокруг Солнца, но и здесь заявлять о «выходе за пределы» как-то неудобно: за орбиту последней большой планеты аппарат уже давно вылетел, а за орбиту последней карликовой планеты вряд ли вылетит и через четверть тысячи лет.
Но как же быть с тем, что вся «мировая пресса» и голубушка Википедия уже отчитались перед взыскующей общественностью такими словами: «NASA подтвердило, что "Вояджер-1" вышел за пределы Солнечной системы в межзвёздное пространство»? Да как в той песне: «Народ меня спрашивает: а это как? / Спокойно, сейчас я объясню: / es una nueva moda que yo vi en Internet». Ну да, очередная мода, распространение которой вы наблюдаете в Интернете. И ничего более.
Подготовлено по материалам Лаборатории реактивного движения НАСА и НАСА.
http://compulenta.computerra.ru/universe/explore/10008987/ |
|
|
|
|