На страницу 1, 2, 3 След. |
|
|
В 2012 году 23-летняя Гульназ Хусаинова разочаровалась в перспективах бизнеса в России и поехала в Копенгаген, чтобы пройти со своим стартапом EasySize программу акселерации Startupbootcamp. EasySize — это софт для онлайн-магазинов, помогающий покупателям выбрать правильный размер одежды и обуви, а ретейлерам — снизить возврат до 10% и повысить конверсию до 8%. Стартап взяли в акселератор, и три года спустя он занимает 24-е место в рейтинге лучших стартапов Дании. Гульназ вошла в скандинавский список самых успешных женщин–предпринимателей в техиндустрии и продает софт EasySize крупным ретейлерам по всей Европе. Она рассказала Inc., как перевезти стартап в Копенгаген и бесплатно открыть свою компанию, почему нельзя строить успешный бизнес перерабатывая и чем датская трудовая культура отличается от российской.
Решение под себя
Все началось с фрустрации. Все сервисы онлайн-торговли завязаны на размеры талии, бедер… Когда я покупала одежду онлайн, то редко угадывала с размерами — товар приходилось возвращать. Люди (и я в том числе) не знают, как правильно снимать мерки. Когда это делаешь, только и думаешь, что надо сбросить вес, расстраиваешься и уже не хочешь ничего покупать. Поэтому я создала решение под себя: придумала технологию, которая рекомендовала бы размер одежды на основе предпочтений покупателя.
Мне всегда нравилось заниматься чем-то своим, но в России на техпредпринимательстве деньги не сделаешь. В Москве до EasySize у меня было два небольших стартапа — система оптимизации резервирования для ресторанов и магазин прикольных вещей с гиковским уклоном (оба впоследствии продала). Одновременно я работала в банке, где анализировала клиентов для формирования кредитных предложений, и часть зарплаты тратила на развитие своих проектов.
После протестов на Болотной я поняла, что буду делать бизнес в другой стране. В России стал портиться и без того плохой инвестиционный климат. Я представила свой проект на московском технологическим форуме Demo Europe, который организовал центр Digital October. Ларс Бух (директор датской программы акселерации для стартапов Startupbootcamp Copenhagen — Inc.),который отбирал стартапы на форуме, сказал мне, что идея ему не нравится и из нее ничего не выйдет. Я расстроилась, но после пары бокалов все же решилась подойти к нему еще раз. Ларс разговорился и в итоге пригласил меня и двух кофаундеров в Копенгаген на selection day. Мы приехали и прошли отбор на трехмесячную программу.
No bullshit
Программа акселерации помогает настроить ваш стартап-менталитет. В первый месяц проходит очень много воркшопов и встреч с менторами. Изучают все: от шаблона бизнес-модели (business model canvas) и методологии рационального стартапа (lean startup methodology) — до финансов и азов венчурного капитализма. Здесь не подталкивают к быстрому заработку, а помогают строить бизнес на перспективу. Задача программы — помочь стартапам привлечь инвестиции, но прежде она помогает им лучше понять свой продукт.
Startupbootcamp помог нам с оформлением специальных стартап-виз, арендой офиса и квартиры. Первые полтора года мы пользовались их офисом, сейчас у нас есть собственный. Аренда офиса — 1500–2000 датских крон (13–17 тыс. рублей) за стол в месяц. Startupbootcamp в первые месяцы программы помог с арендой квартиры (аренда однокомнатной квартиры в Копенгагене — 70–90 тыс. рублей в месяц — Inc.).
В Дании отдают предпочтение честному фидбеку в стиле No bullshit. Если что-то не нравится — скажи прямо. Ничего личного, просто профессиональный фидбек. Проблем с этим у меня не было.
В нашей компании (как и в Дании в целом) — плоская вертикаль управления, иерархии нет. Все сотрудники совместно обсуждают доходы и расходы, выбор потенциальных клиентов и найм новых работников.
Москва vs. Копенгаген
В Москве мне не хватало стартап-комьюнити: чувствовалась профессиональная изоляция. Очень тяжело делать все самому — всегда легче, когда есть другие стартаперы, организации вроде #CPHFTW (некоммерческая организация, созданная успешными стартаперами для помощи молодым командам)иковоркинг-хабы для техстартапов (в Дании это StartUpVillage, Founders House, Dare2Mention — Inc.). В Дании очень сильное стартап-сообщество.
В Копенгагене вы можете встретиться и поговорить с боссами Zendesk, Endomondo, Momondo, Vivino и других глобальных компаний. Достаточно написать любому в LinkedIn: «Эй, давайте кофе выпьем!» Мне это очень помогло.
Найти инвесторов в Дании легко — они сами ищут стартапы, чтобы вложить деньги. Кстати, один из первых наших инвесторов —Клаус Нюенгорд (Klaus Nyengaard), бывший гендиректор сервиса доставки еды Just eat. А в Vigga.us — идею подписки на одежду для детей до 6 лет — вложились местные создатели далекой от шитья гемблинговой компании.
Стандартные для Европы каналы B2B продаж — Linkedin и электронная почта — в России работают плохо: нам просто не отвечают. Поэтому сейчас наши основные рынки — в Европе и Азии. Но я очень хотела бы работать с российскими онлайн-ретейлерами.
В России не все достаточно владеют английским, чтобы обсуждать интеграцию софта, onboarding-процесс или коммерческие детали, но в нашей команде только двое русскоговорящих. Кроме того, Россия — это большой рынок, многие крупные ретейлеры предпочитают продвигаться в новые регионы (quantity), наращивать выручку, а не увеличивать маржу (quality). А наш продукт как раз помогает оптимизировать прибыль.
Я согласна с Павлом Дуровым: в России, в условиях постоянно меняющихся законов, коррупции и бюрократии, сложно создать успешный глобальный интернет-проект. Иностранные инвесторы с осторожностью вкладываются в российские стартапы (особенно сфокусированные только на России), тем более — в условиях политической нестабильности и санкций. Если вы хотите построить глобальную компанию и выйти на международный рынок, увы, сделать это из России сложнее — уровень неопределенности слишком высок.
Незнание датского языка не помеха — в Дании все говорят на английском. Но я бы посоветовала нанять местного бухгалтера: не зная датское налоговое законодательство, можно совершить ошибку в отчетности.
В отличие от Москвы, Копенгаген — это баланс между работой и жизнью, хюгге и самая короткая рабочая неделя. Датчане порой чересчур расслаблены, наслаждаются комфортом, и им вроде как не за чем больше гнаться. (В Дании только 2% сотрудников работают сверхурочно, средний показатель в Европе — 13% — Inc.) Именно в таких комфортных условиях, когда есть время и на семью, и на себя (а не только на работу), можно строить бизнес на долгосрочную перспективу. Нельзя развивать компанию, работая по 20 и более часов в сутки, без выходных и отпусков, как это многие делают в России, — можно «сгореть» на работе. Культура труда в Дании позволяет распределять приоритеты по формуле Quality over quantity / Less but better (Качество важнее количества / Лучше меньше, да лучше).
Датская трудовая культура построена на принципе: бизнес и работа — не спринт, а марафон. В Москве, с ее безумной конкурентной средой, переработками и бешеным ритмом, стартаперы ориентированы на короткие цели и быстрые результаты. В Копенгагене тихо и мирно строят компании, которые будут работать и развиваться десятки лет. Правда я всегда была трудоголиком и не очень соблюдаю баланс между работой и жизнью.
Поиск и найм сотрудников в Копенгагене — одна из самых сложных задач для стартапов. Рынок труда там довольно узок, часто меняется иммиграционное законодательство, а процесс получения стартап-визы затягивается (сейчас выдается всего 50 таких виз в год). Легче обстоят дела со специалистами, которых сейчас не хватает стране, — в соответствующем перечне фигурируют, например, data scientist, data architect и web developer.
Дания — дорогая страна. Начальная зарплата у data scientist после университета — 5–6 тысяч евро, но плюс в том, что здесь нет минималки. Если я предлагаю 3 тысячи евро в месяц айтишнику из Европы и он соглашается, — ок. Конечно, нанять на работу человека из России сложнее: для неграждан Евросоюза в Дании установлен минимальный порог зарплаты в размере 3 500 евро в месяц. Поэтому мы наняли тех, кто уже живет в Копенгагене. В целом, Дания открыта к иностранцам и предвзятого отношения к россиянам нет.
Какие стартапы востребованы в Дании
Все больше и больше компаний интересуются датскими стартапами. Но покупают их, как правило, на поздней стадии. (В феврале 2017 года американская Priceline Group, владеющая Booking.com и Kayak, приобрела датский агрегатор дешевых авиабилетов Momondo за $500 млн. Два года назад про*из*во*ди*те*ль спор*тив*ной одеж*ды и обуви Under Armour купил спортивное приложение Endomondo — Inc.).
Стартаперы в Дании живут в основном за счет местных фондов (FFE-YE, CPHFTW, Start-up Denmark). Но если вы им не понравитесь или у вас слабая идея — придется искать деньги за рубежом.
В плане технологий датчане очень подкованные. Здесь сильные технические университеты DTU, ITU и бизнес школа CBS, уровень талантов в сфере IT и в бизнес-менеджменте высок.
Местным компаниям датские инвесторы доверяют больше. Многие бизнес-ангелы, например, Мортен Лунд (кофаундер Skype), Хенрик Верделин (список датских бизнес-ангелов можно посмотреть здесь — Inc.), сами в прошлом были стартаперами. Они построили глобальные компании и теперь помогают тем, кто идет по этому пути. Но многие из них (особенно не из технической среды) не очень понимают, зачем вкладываться в техстартапы. Я искала деньги не только в Дании — в нас вложились бизнес-ангелы из США, Индии, Швеции, Франции и Сингапура.
В Дании востребованы стартапы в сферах AI и финтех. Подавайте заявки на программы акселерации. Если стартап пройдет отбор, вам не только помогут с визой и жильем (с этим в Дании проблематично), но и введут в нужный круг, где вы обзаведетесь полезными связями. |
|
|
|
|
|
Интересная девочка. В 23 года взяла, и уехала в Данию. Вжух) |
|
|
|
|
|
spomoni писал(а): |
Интересная девочка. В 23 года взяла, и уехала в Данию. Вжух)
|
Ну а что, самое время. Если и уезжать, то до 25. Удивительно было бы, если бы это сделала лет в 80
Только, похоже что этот стартап из категории освоения денег инвесторов и шоптикуса из Дании не выйдет |
|
|
|
|
|
Обычно за успешной молодежью стоят родители. По меньшей мере они смогли дать хорошее образование, научили широко мыслить и подавать себя. А примеров, когда мама - продавщица, папа - таксист, окончил школу на окраине и стал бизнесменом я не знаю. |
|
|
|
|
|
Не осталось умных славян в Москве |
|
|
|
|
|
Цитата: |
Обычно за успешной молодежью стоят родители.
|
Сergio, не веришь, что девушка может чего-то самостоятельно добиться? Типично мужской взгляд! |
|
|
|
|
|
Непонятно, как работает эта система с размерами, на оф.сайте стартапа написано про машинное обучение, а примера нет, демка только по реквесту.
А девушка молодец, в 23 года 3 успешных проекта, да еще и работа в банке, очень высокая работоспособность, я в 23 только универ закончил и вообще о подобном не думал |
|
|
|
|
|
Claudia писал(а): |
Цитата: |
Обычно за успешной молодежью стоят родители.
|
Сergio, не веришь, что девушка может чего-то самостоятельно добиться? Типично мужской взгляд!
|
А дело не в вере) Просто такого не бывает) Вернее бывает, но там 99% вероятность, что либо родители, либо богатый бойфренд, либо она действительно гений (но тут ведь не только ум нужен, но и предпринимательское мышление, чего у женщин увы нет). |
|
|
|
|
|
Ну по ней видно, что не из бедной семьи девочка. |
|
|
|
|
|
Девочка как девочка. Девочек что ли в Дании не видели? |
|
|
|
|
|
В вебкаме, полагаю, что у нее тоже бы не плохо покатило! |
|
|
|
|
|
DrKronos писал(а): |
Ну по ней видно, что не из бедной семьи девочка.
|
Ага, порода чувствуется. Я недавно с подобной "девочкой" консультировался, ей явно было намного меньше тридцати, а руководила большим коллективом "стариков". |
|
|
|
|
|
vitvirtual писал(а): |
DrKronos писал(а): |
Ну по ней видно, что не из бедной семьи девочка.
|
Ага, порода чувствуется. Я недавно с подобной "девочкой" консультировался, ей явно было намного меньше тридцати, а руководила большим коллективом "стариков".
|
И как эффективность такого руководства? |
|
|
|
|
|
nikitade писал(а): |
vitvirtual писал(а): |
DrKronos писал(а): |
Ну по ней видно, что не из бедной семьи девочка.
|
Ага, порода чувствуется. Я недавно с подобной "девочкой" консультировался, ей явно было намного меньше тридцати, а руководила большим коллективом "стариков".
|
И как эффективность такого руководства?
|
Полагаю, что никак, но стерва она знатная! |
|
|
|
|
|
Я смотрю, вас заинтересовала личность основателя стартапа, поэтому немного подробнее о девушке.
Гульназ Хусаинова основала первый стартап по бронированию мест в ресторанах в 19 лет, еще будучи студенткой Высшей школы экономики, но монетизировать проект так и не удалось. Затем молодая предпринимательница обратилась к электронному ритейлу – онлайн-магазин стал успешнее предыдущего стартапа. А после уже возникла идея приложения Easysize.
Гульназ Хусаинова придумала свой проект, понаблюдав за мужчинами в магазине женского белья. EasySize – приложение, которое поможет купить одежду, обувь или аксессуар, если вы не знаете размер человека, но у вас есть его фото.
Расскажите об идее. Как она родилась?
Идея проекта родилась, как водится, случайно. Мы с подругой сидели в кафе в торговом центре и, по случайности, прямо напротив магазина нижнего белья. В какой-то момент я поймала себя на мысли, что большая часть посетителей магазина – мужчины. Как они понимают, какой размер белья нужно купить своим дамам? Стандартные приемы типа "У нее воооот такая грудь"? Именно такие вопросы звучали в голове и в результате привели к формированию идеи сервиса, с помощью которого каждый мог бы определить размер одежды и белья по фотографии.
Хочется обсуждать и обсуждать идею, но придется говорить про бизнес. В чем основная идея проекта?
Основная идея, которую мы закладываем в EasySize, в том, что шоппинг становится максимально простым и удобным, как для обычных покупателей, так и для магазинов одежды. Не нужно измерять себя или кого-то еще сантиметром. Не нужно тратить время и искать таблицы, приложения, сервисы соответствия параметров и размеров. Можно не переживать, что купленная в подарок или для себя вещь окажется неподходящей по размеру. Можно всегда без проблем и "спойлеров" (типа "А какой у тебя размер рубашки") радовать близких подарками. Магазинам можно рассчитывать, что процент возвратов будет снижаться.
Расскажите о технологии.
Мы используем свою уникальную разработанную технологию. Она позволяет определенным образом масштабировать фотографии независимо от того, как, в каких условиях, на каком расстоянии они сделаны. Для этого человеку не нужно держать в руках или рядом эталонные предметы, типа листа А4 или CD. Также мы используем разработанные нашей командой алгоритмы определения параметров пользователя для последующей конвертации в конкретные размеры.
Кто целевая аудитория?
Наша аудитория – это каждый, кто:
не знает свой размер одежды в целом или для какого-то конкретного бренда;
не знает размер одежды близких и друзей и хочет купить что-нибудь для них;
растет, толстеет/худеет, одним словом, живет и меняется.
Также к аудитории мы относим магазины одежды, головной болью которых были и остаются расходы на возврат не подошедшей по размеру одежды.
На какой стадии проект?
Сейчас в AppStore можно скачать наше приложение, пока оно платное, но через 1-1.5 недели появится free-версия. В скором времени мы планируем выпустить приложения для других мобильных платформ. Также весной будет релиз специального инструмента для интернет-магазинов, который они смогут использовать, чтобы их пользователи прямо у них определяли размеры и покупали правильно.
Как проект монетизируется?
Основные направления монетизации: платные мобильные приложения, интеграция с интернет-магазинами (плата за подобранный размер одежды пользователя с последующей покупкой).
Кто конкуренты и чем вы лучше их?
Основные наши конкуренты – это UpCload.com и компания Poikos с приложением FlixFit. Мы предлагаем значительно более простой вариант, чем наши конкуренты. Используйте свои существующие фотографии, вплоть до фотографий из социальных сетей, радуйте друзей и близких неожиданными подарками, ведь вам не нужно просить их "встать у белой стены с диском в руках", к тому же все займет буквально 1-2 минуты. EasySize – это сервис, которым можно легко воспользоваться всегда и везде.
Расскажите о команде?
Проектом занимается 3 человека. Я, Гульназ Хусаинова, – CEO. Владимир Смирнов – CTO. Наталья Мунтян – CPO. Мы давно знакомы и сейчас не просто работаем над проектом, но и дружим. Команда у нас небольшая, поэтому каждый в своем роде универсальный солдат: и контент написать, и с брендами одежды общаться, и тестировать, и заниматься еще много чем другим.
Кто ваши инвесторы и каков размер инвестиций? Как и когда привлекли и на что пошло финансирование?
Мы не привлекали инвестиции, всю работу над проектом ведем на свои деньги.
Бонусом несколько фото
|
|
|
|
|
|
|
|