|
Каждый третий покупатель элитных яхт в мире - россиянин
В настоящее время значительная часть заказов, размещенных на судостроительных верфях в Европе, США, Австралии, пришла от российских клиентов.
Так, на данный момент в процессе строительства находятся свыше 600 судов, относящихся к классу элитных моторных яхт, и более 200 их заказчиков являются гражданами России, сообщил в эфире программы "Сфера интересов" президент международного консорциума Timmerman yachts Дмитрий Мироненков.
Тем самым, отметил он, "российская волна" в целом достаточно сильно "взволновала" консервативный закрытый мировой рынок яхтостроения.
Создание мегаяхты длиной свыше 24 метров - долгий, сложный и ответственный процесс, который специалисты даже сравнивают с постройкой космического корабля или авиалайнера с точки зрения количества деталей, используемых при сборке. На каждом этапе нужно контролировать их качественные параметры, потому что моторная яхта - долгосрочное вложение, и любые ошибки в технологии могут привести к плачевным результатам.
Интересно, что заказчики, преимущественно отечественные, развивают не только мировой яхтенный рынок, но и совсем молодой российский, несмотря на суровый климат, а требования к изотермической составляющей при строительстве строгие. Факт весьма необычный, так как в этом бизнесе очень ценятся многолетние традиции и опыт, а также "философия" дизайна и внутренних интерьеров. Тут главную партию играют английские, американские, итальянские и голландские фирмы, такие как Blue Print, Feadship, Royal Huisman, Falcon, Permare, De Valk, Seven Star, Azimut-Benetti, Ferretti Group, Sealine, Elan, Tarquin и другие.
Доля выполняемых на российских заводах заказов пока весьма незначительна, учитывая, что за последние пять лет спрос на суперъяхты почти удвоился: с 317 судов в 2000 году до более чем 600 в 2006-м. Так, один из весомых "пришлых" игроков Timmerman Yachts, строящий суда мирового уровня в Москве с 2001 года в содружестве с ведущими европейскими дизайнерскими компаниями голландской Vripack Yachting International, английской Bannenberg Designs, французской Larvor и другими, выпустил шесть прогулочных яхт класса "люкс", со всем необходимым антуражем и всеми атрибутами.
Они могут эксплуатироваться на внутренних водных путях РФ, а также выполнять каботажное прибрежное плавание в акваториях Черного, Балтийского и Каспийского морей. После этого компания перешла на новую линейку судов - океанские моторные яхты неограниченного плавания. В настоящее время строятся три океанские яхты, в том числе 38 и 45 метров. В планах - расширение базы и выпуск 7-12 судов в год.
Российских клиентов внутренний рынок привлекает не только тем, что здесь компании в отличие от щепетильных зарубежных коллег не поинтересуются происхождением денег, которыми расплатятся за товар, но и возможностью контролировать весь процесс строительства судна.
Сами производственники говорят, что для их клиентов этот фактор один из определяющих при выборе судостроительной верфи: можно абстрагироваться от повседневных забот и заняться "творчеством" - советовать, как сделать лучше, вносить изменения по ходу строительства. Одно из "национальных" требований российских заказчиков, отличающее планировку "русских" яхт от европейских, - это обязательное наличие сауны. Еще на выбор влияет стоимость.
Сейчас она колеблется в границах от 2,5 млн евро за экономкласс до 15 млн за 45-метровое судно. Как правило, 10% стоимости вносится до начала строительства. В перспективе возможно создание в России 50-метровой яхты, весьма интересного продукта для внутреннего рынка.
Кроме того, специалисты говорят, что на рост заказов влияет то, что компании могут предлагать цены на 20-25% ниже, например, европейских, в основном за счет более дешевого, хотя не менее квалифицированного рынка труда. Правда, отечественные яхтенные "флотоводцы", скажем, экс-хозяин "Сибнефти" Роман Абрамович, предпочитают традиционную иностранную постройку. Вскоре, как ожидается, Роман Аркадьевич порадует соотечественников еще одним личным достижением - станет владельцем самой большой в мире океанской яхты длиной свыше 160 метров, которая строится на одной из германской верфей. Пока пальма первенства у эмира Дубая, хотя "начальнику Чукотки" и сейчас есть на чем поплавать - это почти 86-метровая Ecsta Sea, а также два гиганта - Le Grand Bleu (108,3 м) и Pelorus (114,5 м). Такой армаде мог бы позавидовать легендарный Аристотель Онассис, у которого была всего одна яхта "Кристина" (около100 м).
Может показаться, что восторженные высказывания некоторых экспертов о том, что с относительным ростом благосостояния россиян страна переживает яхтенный бум, звучат преждевременно, учитывая, что треть сограждан официально не преодолели черту бедности.
В то же время, по различным данным, за последние несколько лет рынок моторных яхт вырос в России примерно в 5-6 раз, что видно по лесу мачт не только в состоятельной Москве, но и в других городах. В печатной полемике на первый план выходят проблемы стоянки, обучения и безопасности вождения на водных путях. Кроме того, судя по интересу иностранных судостроительных фирм, прогнозы о буме, пожалуй, не сильно преувеличены, если, конечно, говорить о яхтах всех классов, видов и "наворотов", а не только о шикарно оснащенных суперлайнерах для богачей.
Для многих, естественно, преуспевающих сограждан, яхта из экзотичной роскоши становится средством передвижения, отдыха и т.д. наравне с автомобилем, и зачастую сопоставима с ним по стоимости. В специализированных СМИ, коих тоже становится немало, например, в "морских" интернет-магазинах, можно найти предложения о принятии заказов на постройку судна "с иголочки" или подобрать подержанное по вкусу и кошельку, скажем, от парусного шестиметрового минитонника 1990 года выпуска за 4,5 тыс. долл. до свеженького двухлетнего 85-метрового passager vessel Annaliesse за 85 млн евро. За ним, правда, придется лететь в Монако. Но надо думать, что для счастливого обладателя судна билет в вотчину принца Альбера проблемой не будет.
rbc.ru |
|
|
|
|