|
Автомобиль как средство протеста
У российских автомобилистов проснулась гражданская сознательность
Обладание автомобилем считается одним из признаков принадлежности к среднему классу, который составляет основу гражданского общества. В России эта прослойка не столь многочисленна, но уже успела заявить о себе рядом громких акций, в том числе, против запрета праворульных машин и изменения ПДД. Для сравнения, в России на тысячу человек населения приходится 157 машин, а в США, которые считаются одной из самых автомобилизированных стран мира, этот показатель составляет 484 машины на тысячу жителей.
Поводом к очередной акции протеста автомобильного сообщества послужил приговор Олегу Щербинскому, которого суд признал виновным в нарушении ПДД, приведшего к гибели губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. В минувшие выходные мероприятия прошли синхронно более чем в двух десятках российских городов. По мнению участников акций, суд вынес несправедливый приговор, поскольку вина за ДТП лежит на погибшем водителе губернатора, ехавшем с недопустимым превышением скорости.
Организаторы акции под названием "Нет мигалкам!" выступали не только в защиту Щербинского. Еще одним важным поводом для протеста было требование снять спецсигналы со всех машин, кроме автомобилей оперативных служб, то есть "скорой помощи", пожарных бригад и правоохранительных органов. Использование спецсигналов позволяет нарушать правила в чрезвычайной ситуации, однако участники акции не согласны с тем, что эти привилегии распространяются на огромное количество чиновников разного ранга. Кроме того, оформить набор спецсигналов за внушительную мзду могут позволить себе и состоятельные бизнесмены, которые таким образом пытаются повысить в собственных глазах свой общественный статус.
Все это не только подчеркивает социально неравенство и заставляет большинство автолюбителей чувствовать себя на дороге "гражданами второго сорта", но и создает угрозу для здоровья и безопасности людей, что и подтвердил случай с Евдокимовым.
Обвинение считает, что Щербинский обязан был уступить дорогу автомобилю губернатора, поскольку тот ехал на машине, оборудованной спецсигналами. Однако адвокаты утверждают, что их подзащитный просто не успел ничего предпринять для избежания столкновения, поскольку губернаторский "Мерседес" несся на огромной скорости.
3 февраля этого суд приговорил Щербинского, бывшего за рулем "Тойоты", к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Щербинский виновным себя не признал.
Сразу после вынесения приговора движение автомобилистов "Свободный выбор" начало готовить акции протеста, которые прошли 11 и 12 февраля. В субботу в Барнауле состоялся пикет, в котором приняли участие около тысячи человек. Они выражали несогласие с решением суда, установив на одной из центральных площадей города плакаты с лозунгами в поддержку Щербинского, а также с изображением схемы ДТП, в котором погиб губернатор Евдокимов. На митинге присутствовали супруга осужденного с дочерью и его адвокат Сергей Шмаков, который заявил, что готовит обращение в Общественную палату при президенте РФ.
В Новосибирске в акции участвовали около 200 человек. Пикеты прошли также в Красноярске и Екатеринбурге. По центральным улицам городов проехали несколько десятков машин с включенными фарами, аварийной сигнализацией и привязанными черными ленточками.
Организаторы акции апеллируют к тому, что на месте Щербинского может оказаться любой простой автомобилист, которого сделают козлом отпущения в аналогичной ситуации. В качестве примера успешной защиты своих прав организаторы отмечают акцию владельцев американских машин с красными стоп-сигналами, которые вдруг оказались под запретом в начале этого года.
Одной из самых массовых стала акция в Москве. В ней участвовали не менее тысячи автомобилей. Первая колонна собралась в районе Гребного канала в Крылатском и проследовала до смотровой площадки на Воробьевых горах. Вторая колонна хотела проехать по правительственной трассе - Рублевскому шоссе - однако ее туда не допустили, чтобы избежать образования дорожных заторов. Тем не менее, и вторая колонна с участниками акции благополучно добралась до Воробьевых гор.
Цитата: |
Надоели эти… с мигалками. Ездят, как хотят, хамят, подрезают, хотя их мы же и содержим как налогоплательщики
Один из участников акции в Москве
|
Для организации акции активно использовался Интернет. Информация о времени и месте сбора была размещена на сайте движения "Свобода выбора". Там же приводились рекомендации, как избежать ненужных конфликтов с ГИБДД во время проведения акции. Кроме того, в интернете были размещены типовые образцы плакатов и лозунгов, которые рекомендовалось распечатать и наклеить на автомобили.
По словам лидера "Свободного выбора" Вячеслава Лысакова, акция прошла без эксцессов. Все водители вели себя на трассе предельно корректно, двигались со средней скоростью в правых рядах с включенными габаритными огнями. По маршруту следования колонн были выставлены посты автоинспекции и ОМОНа, однако участники акции не дали им повода для вмешательства.
Кроме того, водители продемонстрировали полную солидарность со своими коллегами, к которым возникали претензии у гаишников. Как только инспектора останавливали машину кого-нибудь из участников акции, сразу же рядом тормозили несколько автомобилей. Их водители и пассажиры начинали снимать происходящее на видеокамеры, таким образом, показывая, что выдумать нарушение у инспекторов не получится.
Тексты на плакатах были следующего содержания: "Сегодня виновен Щербинский, а завтра ты!", "Приговор Олегу - это приговор всем нам", "Долой лихачей с мигалками!", "Чиновник! Сними мигалку - стань ближе к народу!", "Мигалки - спасателям, а не "VIP"-персонам. Отдельные лозунги, например, "Мнение президента - еще не закон", затрагивали и Путина как главного российского чиновника, который в свое время публично высказался за запрет машин с правым рулем.
Кроме всего прочего, практически к каждому автомобилю были привязаны черные и оранжевые ленточки. По словам водителей, черная "символизировала траур по отечественному правосудию, а оранжевая - опасность, исходящую от этого правосудия".
В аналогичном формате, но только с меньшим размахом, прошли акции и в других городах. В Санкт-Петербурге был устроен пикет на Исаакиевской площади и перед Мариинским дворцом. Затем его участники на более чем 200 автомобилях проехали по улицам города с включенными фарами.
Также в воскресенье прошел митинг во Владивостоке, на который собрались около 200 человек. Акции автомобилистов с участием нескольких десятков человек прошли в Краснодаре, Воронеже, Чебоксарах, Челябинске, Магадане, Мурманске, Нижнем Новгороде, Новороссийске, Ижевске, Калининграде, Южно-Сахалинске и Якутске. Всего, по словам Лысакова, в акциях участвовали более 5 тысяч автомобилей, "а, следовательно, гораздо больше людей".
Кроме участия в акциях автомобилисты продолжают собирать средства в помощь семье Щербинского. Предполагается, что эти средства пойдут на оплату адвокатов, которые готовят жалобы в вышестоящие судебные инстанции с требованием о пересмотре дела.
В понедельник, 13 февраля, в Алтайский краевой суд уже отправилась кассационная жалоба на приговор суда в отношении Щербинского. В ней указывается на различные нарушения законодательства в ходе процесса. Также в ней отмечается, что суд оставил без внимания доводы защиты, которые свидетельствовали в пользу обвиняемого.
Кроме того, у защиты остались сомнения в достоверности результатов проводившихся следственных действий. В частности, в ходе суда было отклонено ходатайство о проведении автотехнической экспертизы для более точного установления скорости, с которой двигался машина Евдокимова. По мнению ряда свидетелей, губернаторский "Мерседес" летел по трассе на скорости не меньше 200 километров в час.
Большинство участников акции не имеют ничего против Евдокимова, которого в стране хорошо знали и любили как исполнителя юмористических монологов. Погибшего губернатора автомобилисты не причисляют к чиновникам и бюрократам. Они протестуют против самой системы исключительности, которая отделяет власть от народа, и невольной жертвой которой стали и Щербинский и Евдокимов.
Андрей Кузнецов
lenta.ru |
|
|
|
|