На страницу 1, 2 След. |
|
|
Целые сутки сидел и думал, чего бы такого написать в посте с знаменательным номером 4000. Подступила ко мне эта цифра столь неожиданно, что у меня не было заготовленных статей, так что придется импровизировать на лету.
Много бабла утекло с тех пор, как я писал первый пост на Армаде. Пришел сюда я уже не ньюбом - за плечами было уже три года на Мастере. Но как-то получилось, что я совершенно мигрировал сюда и прижился тут как сверчок за печкой А за последний год Армада и вовсе стала для меня единственным русскоязычным ресурсом, на котором я веду активную деятельность.
Для IT-индустрии и для онлайн-бизнеса прошедшие два года являются огромным сроком. Многое изменилось и еще большее будет изменяться. Так что в этом посте я позволю себе понострадамусить в виде блиц-самоинтервью.
Q1. Как будет развиваться онлайн-бизнес в ближайший год?
A1. Тенденция развития сохраниться. В принципе, 2008 год был знаковым для онлайн-бизнеса, хоть это и прошло незамеченным. Этот год стал рубежным для взрывообразного развития Web 2.0 технологий. Если год назад еще спорили о их перспективности и о терминологии, то 2008 стал годом их повсеместного внедрения, как стандарта де-факто.
Количество денег в сети растет, как растет и аудитория потребителей. Знаковым лозунгом стало высказывание: "Заработать на продажах в сети можно очень много, но настоящие капиталы приносит халява".
Web 2.0 перевел систему бизнеса из плоскости технических решений в плоскость идей. Чем проще идея и ее реализация, тем больше ее доходность. Хотя, закулисье "простоты" в техническом плане стало существенно сложнее. Что же касается развития бизнеса, то я бы сказал, что время одиночек совершенно проходит. Для успешного ведения бизнеса в сети сейчас необходимо слишком много навыков для одного человека и без разделения специализации становится работать все сложнее и сложнее. Тут я могу судить по самому себе. Так получилось, что все последние годы я работаю один, как человек-оркестр. Можно сказать, что мое резюме может впечатлить, если бы я устраивался на работу. Мне пришлось освоить пять языков программирования, спецификации XHTML и CSS. Проникнуться идеями AJAX и их воплощением в звонкую монету. Помимо этого, пришлось изучить массу литературы по психологии восприятия, юзабилити, веб-дизайну, пользовательским интерфейсам, бизнес-планированию, администрированию серверов, сетевой безопасности, маркетинговым и рекламным трюкам. Огромное внимание приходится уделять постоянному мониторингу, аудиту и аналитике. Все эти знания лишили меня здорового сна, но открыли множество недоступных граней бизнеса и позволили "при прочих равных" улучшить ROI на 200-300%.
Цитата: |
Тут я хочу поблагодарить всех своих бывших и нынешних партнеров и друзей за постоянную финансовую поддержку (в виде оплаты разного рода предоставляемых мной консультаций). Эта поддержка позволила мне высвободить достаточно времени для изучения перспективных направлений за счет отказа от некоторых сиюминутных проектов. В первую очередь эти благодарности относятся к Армаде и Главмеду, регулярно косвенно и напрямую финансировавших мои исследования в различных областях.
|
Q2. А что такое Web 2.0 "в понимании Вацлава" и как это применяется в онлайн-бизнесе?
A2. Я придерживаюсь весьма специфичного определения Web 2.0. Мне кажется, что "вебдванольность" в первую очередь это поворот сети лицом к массовой аудитории с минимальными навыками. Т.е. это упрощение всего и вся. Упрощение дизайнов, упрощение пользовательских интерфейсов. Даже социальность - это лишь фактор общения с аудиторией для лучшего удовлетворения её потребностей. Если говорить проще, то в эпоху вебдваноль лучше уволить дизайнера и программиста, а вместо них нанимать специалиста по юзабилити и копирайтера. Любой сайт должен быть приятен глазу, понятен в использованни даже домохозяйке и загружаться максимально быстро.
Q3. Что такое ROI и почему это так важно?
A3. ROI - это основной показатель экономической эффективности любого бизнес-проекта. Я давно уже отказался от таких виртуальных оценок как "ратио, конверты" итп. Совершенно перестал считать сколько баксов я заработал с 1К трафика. Трафик - это виртуальная и непостоянная величина и я стараюсь не учитывать ее в оценках. Эффективность проекта я считаю как максимальная прибыль полученная от минимальных вложений времени и денег. Да, на некоторых партнерках можно довести "конверты" до 400 долларов с 1K трафика. Но если на это будет уходить 100 часов моего времени, то я предпочту более простые решения, которые потребуют 1 час моего времени и будут приносить 5 долларов с 1К (т.е. на те же 100 часов получится 500 долларов). Немного сложно понять эту модель, но приняв ее за основу становится работать легче. Именно работать и зарабатывать, а не гоняться за призрачными понтовыми циферками пропорций.
Кого-то удивила цифра 400 долларов с 1К трафика? Значит сделаю еще одно пояснение. Эта цифра взята с потолка, но не совсем. Когда мой старый друг привел ее на одном закрытом форуме, все решили, что он рехнулся и "врет как дышит". Но это совсем не так. Просто тут задействована другая формула подсчета. Во-первых, цифра вычисляется не за мгновенное "прохождение трафика через сайт", а за длительный период времени. Скажем за год, с учетом ребиллов, кроссейлов и косвенной монетизации. Во-вторых, эта цифра учитывает лишь целевой трафик, а не весь "мимо проходил - случайно зашел". Грубо говоря, целевой трафик это не тот что пришел к вам по ключевому запросу, а тот, который не попадает в категорию "процент отказов" (по терминологии Google Analytics). И соответственно для преобразования случайного трафика в целевой и нужны знания маркетинга и психологии.
Приведу еще один простой пример. Как известно из всех ниш онлайн-бизнеса я предпочитаю работать с "индустрией развлечений для взрослых". Проще говоря, с адалтом. Адалт-партнерок существует множество. Никогда не задумывались почему возникают следующие топики на форумах:
Цитата: |
Webmaster-A: Партнерка AAA рулит, а партерка BBB - сосет!
Webmaster-B: Наоборот! У меня с ААА получаются копейки, а с BBB бабло течет рекой.
Webmaster-C: Пробовал и AAA и BBB. Все они нервно курят в сторонке по сравнению с партнеркой CCC
|
Дальше обычно идут скрины статистики и прочие писькомерки. И несчастные новички, да и опытные вебмастера покупаются на эти дискуссии и начинают метаться в поисках "самой продающейся партнерки". Но почему у одних лучше идет одна, а у других другая, вы не задумывались? Я задумывался и пришел к интересным выводам. Партнерки продаются лучше не потому, что они "лучше", а потому что они удобнее для конкретного вебмастера. Т.е. именно у конкретного вебмастера они приносят максимальный доход при минимальных временных затратах. Почему так получается? Потому что это четко вписывается в мою теорию подсчета экономической эффективности. Кому-то удается лучше работать с партнеркой предоставляющей более экслюзивный контент (чаще это фетишные направления), с которым нужно тщательно работать. А кому-то партнерки предоставляющие удобные средства интеграции и масштабируемости (обычно это мейнстрим). И задача вебмастера - абстрагироваться от дискуссий и измерений на форумах и выбирать наиболее УДОБНУЮ для себя партнерку, а не наиболее ДЕКЛАРИРУЕМО прибыльную.
Часто говорят - "тинзов и мейнстрим" продавать нереально. Глупости! Если бы было нереально, то платники в этой нише не росли бы как грибы после дождя. Опять же таки, они существенно эффективнее по ROI. Проще и дешевле снять банальный Hardcore, чем разбираться в тонкостях фетишей, чтобы снять "продаваемый" контент. Так и вебмастеру - чтобы хорошо продавать фетишные сайты, нужно знать чего хочет пользователь. Чего хотят потребители мейнстрима - понять проще. И соответственно проще подготовить промо-страницы. А значит, их можно создать на порядок больше за то же время! А если подключить автоматизацию многих процессов, то заниматься мейнстримом становится выгоднее.
Но я серьезно отвлекся от прорицательств
Q4. Каких изменений стоит ждать от поисковиков?
A4. 2008 год стал не самым приятным на события для "темной стороны сео". Поисковики серьезно взялись за чистку своих рядов от мусора и за борьбу с манипулированием ссылочным ранжированием. В будующем эта борьба лишь усилится. Наблюдается явное перемещение приоритетов из плоскости ссылочного ранжирования в плоскость оценки контента и поведения пользователей (такие факторы как процент отказов, время пребывания на странице, число просмотренных страниц, процент возвратов к результатам поисковой выдачи и персональная выдача становятся и будут становиться все более и более важными для ранжирования). Недавно я обмолвился о том, что типографика явно вляет на позиционирование в поисковых системах. Более того, типографика влияет и на накладывание "песочного фильтра" на новые домены. Да, это лишь моя теория, но вполне логичная и я поделюсь ей с вами.
"Теория большого взрыва"
Гугл узнает о новом сайте. Индексирует его. Что происходит дальше? Многие замечали, что существует так называемый "бонус нового сайта", который потом превращается в "песок", выход из которого длится совершенно разное время. Что же происходит по моей теории? Согласно ей, Google заинтересован в освежении выдачи и предоставлении шансов новым проектам. В противном случае, все новые проекты были бы обречены либо на прозябание в подвалах выдачи, либо были бы подтолкнуты к манипуляциям с ссылочным ранжированием. Во избежание этого, Google дает явно завышенные позиции новым сайтам по ключевым запросам не на анкорах внешних входящих ссылок, а на анкорах внутренних ссылок и на декларированных ключевых словах в Title, Meta Description и начальных заголовках текстов. После этого, Google анализирует поведение пользователей попавших по этим запросам на этот сайт. Если пользователя явно удовлетворяет результат и он не возвращается в короткий срок к выдаче гугла и не пытается переходить к другим сайтам, то "карма" нового сайта существенно повышается. Если же процент отказов слишком велик, то гугл вполне обосновано начинает считать, что этот документ нерелевантен запросу, не интересен пользователям или вообще использует нечестные методы. В этих случаях документ берется "на карандаш" и подвергается более глубокой проверке, а на время этих проверок засовывается в низы выдачи. Казалось бы - причем тут юзабилити вообще и типографика в частности? Типографику в данном случае стоит рассматривать как элемент маркетингового и психологического влияния на пользователя. У документов выполненных со знанием этих трюков на порядок больше шансов привлечь внимание пользователя и стимулировать его к подробному изучению. Если утрировать пример, то можете судить по своей реакции: какой из двух документов вы будете читать? Напечатанный хорошо видимым черным шрифтом на белом фоне или мелкими закорючками красного цвета на желтом фоне? Разумеется, что первый. Это конечно же гипербола, но и малые проценты разницы между Verdana 14 и Times 12 дают ОГРОМНУЮ разницу в показателях отказов и времени проведенном на странице.
И если уж заговорили на эту тему, то также негативным фактором оказываются рекламные блоки (особенно негармонично вписанные в цветовую палитру) в "первовидимых" областях сайта. Да, CTR у таких блоков выше, но с учетом потенциальных потерь аудитории и ранжирования, такие блоки мне кажутся менее эффективными.
Вторым важным изменением в политике поисковых систем становится борьба с покупными и обменными ссылками. И эта политика вполне понятна. Поисковые системы заинтересованы в борьбе с ними по двум соображениям. Во-первых, они заинтересованы в том, чтобы коммерческие ресурсы получали трафик от систем рекламы. Но поскольку прямая пенализация за коммерческие темы вызвала бы антимонопольные расследования, поисковые системы идут вторым путем - борьбой за "интересный контент", на который появляются естественные ссылки. И на этот счет у меня так же есть своя теория (кто бы сомневался):
Теория оценки ссылок.
По моим предположениям, наибольшей весомостью обладают контекстные ссылки. Т.е. ссылки, естественно упомянутые в блоках текста, а не в блоках ссылок. Блоки ссылок поисковые системы оценивают как элементы навигации, а не как элементы "рекомендации". И как мне кажется, блоки ссылок имеют весомость только для внутренней перелинковки (навигации по сайту), а блоки внешних ссылок существенно пессимизируются, что в общем-то было бы логично. Совсем недавно Yahoo официально заявили, что ссылки из "подвалов" страниц (обычно это копирайты) ими оцениваются существенно ниже.
Разумеется, я не стал бы утверждать вышесказанное, если бы не проверил на практике. Инлайн контекстные ссылки из постов (на релевантные посты в других блогах) привели к более быстрой индексации реципиентов ссылок, чем аналогичные ссылки установленные в блоках сайдбара или сгруппированные внизу поста в виде Related Links. И раз уж этого коснулся, то должен упомянуть вот еще что - установка даже низкоценных внешних ссылок на внутренние страницы дает более быструю индексацию, чем установка ссылок на индекс. Вроде бы это очевидно, но иногда упускается из вида.
Что же дает это в реальности? Реально это означает, что становится выгоднее сабмитить блоги в блогдиры. Ресипы (исходящие ссылки) на них обычно группируются в блоки, а входящие с них ссылки чаще организованы все же в виде "блок текста + ссылка", что делает их явно более весомыми. А вот обмен "блочными" ссылками с релевантными блогами становится менее эффективным. Для внутрисетевых ссылок я от них отказался абсолютно в пользу "инлайн" ссылок.
Q5. Каковы тенденции развития именно адалт-бизнеса?
A5. Это моя любимая тема. Первые годы развития интернет онлайн-адалт был двигателем прогресса. Далеко не в последнюю очередь росту пропускной способности сети и новым технологиям ускорение было задано именно порносайтами. Но вот уже несколько лет как адалт-индустрия вошла в фазу консервативной стагнации. Назрела так называемая революционная ситуация. Если по Ленину, то это означает что "верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому". И эта ситуация отчетливо демонстрируется в реальной жизни порождая дискуссии "адалт умер!". Самым слабым звеном, сидящим на сокровищах, но ленящихся их откопать, стали партнерские программы. Которые вместо попыток понять причины падения рентабельности, ищут виновных на стороне. Это и обвинения в адрес "тубов" и в сторону "кодеков", которые делают виноватыми в "адалт нынче уже не тот". Худшим из зол является устаревшая аффилиатская система, которая лишает и вебмастеров и сами платные сайты не менее чем двукратной прибыли. Вторым по масштабности злом является индивидуалистичность и нежелание кооперироваться. Ей-богу, во всем адалт бизнесе срабатывает механизм "лучше и я не буду зарабатывать в два раза больше, но не позволю и соседу". Я сейчас не буду раскрывать карты по концепции платных сайтов, а приведу лишь пример прибыльности в кооперации для вебмастеров. Если бы группа вебмастеров объединила свои усилия и со всех своих блогов стала поднимать (ссылками) один общий, на которым бы по очереди делали самые жирные посты, то совместными усилиями они бы добились куда больших результатов. Причем выиграли бы и те, кто "питает" общак более жирными ссылками и начинающие вебмастера. Но, увы, желание делиться не в крови вебмастерских масс.
В общем и целом же, перспективы адалта весьма радужные. На ближайший год я предрекаю еще большее снижение рентабельности всех типов проектов не ориентированных на первичный (поисковый) трафик. Если бы мне довелось сейчас начинать бизнес с нуля, я бы и яйца выеденного не поставил на сиджи, тгп, фришники и лл.
Q6. А как насчет ру-адалта?
A6. У ру-адалта огромные перспективы, но он может похоронить себя сам. На его проблема даже не в крысиных партнерках. В первую очередь, самая большая опасность для бизнеса заключается в мошенничествах при оплате. Это и требование второй СМС и списание бОльшей суммы, чем декларировано. Это серьезные угрозы, которые способны подорвать доверие к СМС-платежам. И эти угрозы опаснее, чем даже нарушение авторских прав и обилие "халявы". Недальновидность и желание сиюминутных повышений прибыльности (за счет махинаций) со стороны многих партнерских программ потенциально серьезно подкосят рынок, вплоть до его обвала. И бороться с этим должны в первую очередь биллинги, если желают сохранить свою прибыль и в будующем. Биллинги, как получающие небольшой процент за транзакции наиболее заинтересованы в "они жили долго и счастливо", в ребиллах и в доверии к СМС-платежам. Я надеюсь, что они всерьез займутся борьбой с махинациями.
Если же говорить об угрозе "халявы", то она наоборот уменьшается. Я попытался недавно для эксперимента найти халявную порнуху в рунете. Ее стало на порядок меньше. Даже на "торрент-трекерах" стали чаще запрашивать СМС за доступ к ссылкам на скачку. И это естественный процесс. Благородных Робин Гудов, раздающих за свой счет бесплатное порно становится меньше. Зачем раздавать что-то бесплатно, если можно на этом заработать?
Но, к сожалению, почти все партнерки рунета слепо копируют полудохлую модель старых "западных" платников и аффилиатских систем, чем лишают себя стратегического развития и огромных прибылей. Наверное уже не секрет, что я нанят для разработки концепции, которая позволит де-факто если не монополизировать адалт рунета, то отожрать огромный кусок этого пирога. Да, звучит очень амбициозно, но в наши "стартапные" дни, многие идеи способны опрокидывать рынок. О чем и поговорим далее.
Q7. А вообще каковы перспективы рунета?
A7. Они впечатляют. Я чрезвычайно признателен сейчас одной компании, которая позволила мне ознакомиться с их проектом и в которой я вероятно буду работать. Сооблазнить же меня наемной работой вообще не очень простая задача - нужно совместить мой интерес к самой идее с потенциальной прибыльностью для меня лично. И сейчас я занят изучением одной из крупнейших социальных сетей рунета с гигантскими перспективами. Не будет преувеличением сказать, что этот проект сулит десяткомилионные обороты. Так что можете сами оценить объемы рунет-рынка. |
|
|
|
|
|
Поздравляю с четырёхтысячником!
Спасибо, прочитал. Узнал коечто очень интересное |
|
|
|
|
|
Вацлав, спасибо за статью. И поздравляю с юбилейным постом!
P.S. Насчет ROI я не понял лишь одно - как расшифровывается? Значение ясно, а расшифровка аббревиатуры не ясна. |
|
|
|
|
|
Dotsent, Return On Investment |
|
|
|
|
|
Вацлав, поздравляю, пиши ещё |
|
|
|
|
|
Спасибо за интересный материал |
|
|
|
|
|
Цитата: |
Я чрезвычайно признателен сейчас одной компании, которая позволила мне ознакомиться с их проектом и в которой я вероятно буду работать.
|
Вацлав, а что это за компания? Какая-то партнерка? Можешь ее спалить? Или хотя бы тематику, в которой она работает. Адалт или еще что-то? |
|
|
|
|
|
Спасибо. Очень хороший материал пишешь |
|
|
|
|
|
Спасибо за инфо с типографикой, наводит на размышления. |
|
|
|
|
|
Вацлав, спасибо за интересный материал, нестандартные идеи - и само собой за то, что ты это время с нами!
|
|
|
|
|
|
Вацлав, ну ты прям мегапихарь (r. ComedyClub)!
Спасибо за статью! С 4000ком. |
|
|
|
|
|
Очень своеобразный взгляд на многие привычные вещи.
Где то заставляет задуматься, что то пересмотреть в корне. Вацлав, а у тебя случайно блога нет? |
|
|
|
|
|
каков алгоритм высчитывания ROI неясно
или все на основе ощущений? типа "вот это, кажется, раза в 2 выгоднее"
Цитата: |
На ближайший год я предрекаю еще большее снижение рентабельности всех типов проектов не ориентированных на первичный (поисковый) трафик. Если бы мне довелось сейчас начинать бизнес с нуля, я бы и яйца выеденного не поставил на сиджи, тгп, фришники и лл.
|
однако по адалт ВЧ топ забит именно тгп, лл и сиджами |
|
|
|
|
|
Вацлав, поздравляю! Отличный материал |
|
|
|
|
|
miller, топ все еще забит потому, что на них очень высокое ссылочное ранжирование. Кроме того, ВЧ - это не к деньгам. Почему? Это тема для отдельного повествования. |
|
|
|
|
|
|
|