|
Интервью было опубликовано в газете "Ведомости" 18 декабря. Но думаю, многие кто не работает с рутрафом его незаметили, не видели. Поэтому специально для вас, будет полезно
Цитата: |
«Мы теперь сами взрослые», — Аркадий Волож, генеральный директор и совладелец компании «Яндекс»
Основатель крупнейшей российской поисковой системы рассказал «Ведомостям», почему «Яндекс» не торопится с IPO
В 1990-е российские инвесторы не хотели покупать бизнес «Яндекса» и за $15 000. Сейчас, наверное, кусают локти. Ведь в русскоязычном интернет-поиске «Яндекс», по данным «Финама», занимает 55% (ближайший конкурент Google — 17%, а Rambler — 16%). В 2005 г. выручка компании составляла $35,6 млн, год спустя — вдвое больше, а в этом году ожидается на уровне $140 млн. Главная причина такого роста — бум контекстной интернет-рекламы, которую в России впервые стал развивать гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож. Например, в 2006 г., по оценке Mindshare Interactive, этот рынок вырос вдвое — до $102 млн, из которых $58 млн досталось компании Воложа. В интервью «Ведомостям» Волож рассуждает о том, что будет приносить доходы «Яндексу» дальше.
— Как у вас появилась идея создать систему поиска в интернете?
— В конце 1980-х гг. я занимался программированием, и одной из моих задач был поиск в текстах патентов. Параллельно мои друзья занимались компьютерной лингвистикой. Родилась идея объединить эти направления — так появился поиск, учитывающий морфологию и другие особенности русского языка. Ведь чтобы искать в русских текстах, просто поисковых технологий недостаточно, русский язык серьезно отличается от других. Вместе с этим мы с одним моим другом-американцем начали бизнес по продаже компьютеров. Через 10 лет компания CompTek стала крупным дистрибутором оборудования для интернета с оборотом в десятки миллионов долларов.
С 1993 г. группа, занимавшаяся поисковыми технологиями, стала подразделением CompTek. В 1990-х мы думали, что будем жить от продажи своих технологий другим компаниям. Приходили, например, в «Рамблер», поиск которого не знал русского языка, в «Инфоарт». Предлагали выкупить нашу технологию за $15 000, потом за $50 000, никто не покупал. Тогда мы решили запустить свой поиск на собственной страничке в интернете, и этот сервис вдруг оказался кому-то нужен. Так в сентябре 1997 г. появился www.yandex.ru, а в 1998 г. мы уже продали на нем первый контекстный баннер.
— А когда «Яндекс» стал отдельной компанией?
— В конце 1999 г. к командам интернет-разработчиков начали приходить инвестфонды и уговаривать продать проекты. В феврале 2000 г. мы договорились с одним из них — ru-Net Holdings во главе c Baring Vostok Capital Partners (BVCP) и продали ему 35,7% «Яндекса» за $5 млн. Мы объявили об инвестициях через несколько дней, после обвала NASDAQ, когда лопнул пузырь западных интернет-компаний. Тем не менее решение уже было принято. С марта 2000 г. я бросил многомиллионный бизнес и перешел в стартап. Впоследствии из CompTek были выделены еще две компании — Infinet Wireless, производитель беспроводного оборудования, и компания IP-телефонии CTI.
— У вас есть доля в этих компаниях?
— В CompTek и CTI у меня пакетов больше нет. В Infinet я миноритарный акционер, а в «Яндексе» у меня с партнерами около 30%. Холдинговая компания «Яндекса» — голландская: Yandex NV зарегистрирована в Нидерландах. Ее 100%-ными «дочками» являются российские ООО «Яндекс» и ООО «ПС Яндекс.Деньги». Украинское ООО «Яндекс.Украина» является дочерней компанией ООО «Яндекс». Почти вся операционная деятельность «Яндекса» происходит в России, налоги платятся здесь, а структура владения принята такой, чтобы удовлетворить требования иностранных инвесторов и инвестфондов, которых у нас сейчас большинство.
— Когда компания стала прибыльной?
— В 2000 г. кроме нас на рынке уже были «Рамблер», РБК, Mail.ru, «Инфоарт» (если кто помнит), «Апорт» (мы боролись с ним тогда за 4-е место). К концу 2001-го мы догнали «Рамблер» по аудитории, а в 2002-м стали первыми. Когда нас покупал ru-Net Holdings, годовой оборот «Яндекса» не превышал $72 000, так что наши инвесторы были смелые люди — они оценили компанию с таким доходом в $15 млн (в 2006 г. наш оборот был $72 млн). Свой первый миллион оборота мы сделали в 2002 г. В III квартале 2002-го получили первую чистую прибыль, в 2003-м даже первые дивиденды акционерам выплатили. Все это получилось благодаря запуску автоматической системы контекстной рекламы «Яндекс.Директ». Я тогда сел на телефон и сам стал звонить рекламодателям, чтобы проверить их реакцию на наш продукт. В основном нас, конечно, посылали. Но постепенно стали покупать. Самыми активными были туристические, компьютерные компании. После недели таких звонков стало понятно, что эта система работает.
— «Яндекс» брал еще инвестиции?
— В 2004-2005 гг. начали появляться финансовые и стратегические инвесторы — в основном иностранные компании, которые поняли, что тут растет новый рынок. Примерно тогда инвестфонд Tiger Technologies купил 11% «Яндекса» у разных акционеров. При этом в саму компанию денег мы больше не привлекали (кроме самых первых — 2000 г.). Но в течение 2005-2006 гг. были и продажи отдельных акционеров, и сделки между акционерами.
— А предлагали ли сделки ваши нынешние конкуренты, например Yahoo! и Google?
— Да в общем все со всеми периодически разговаривают. Но со стратегическим инвестором договориться намного сложнее, чем с финансовым. Тут надо решить, как «Яндекс» интегрируется в чужую структуру и что от этого в мире может поменяться в лучшую сторону. Кроме того, например, тот же Google в 2004 г. еще не покупал компании, только группы разработчиков: он искал по всему миру людей, которые понимают, что такое поиск. Вот и нас предлагали купить как команду. Тогда еще ни одна западная интернет-компания Россию как бизнес серьезно не воспринимала — не то что сейчас. Тогда они просто искали во всех странах подходящих людей и вербовали их. Нас это не устраивало — наши акционеры уже тогда ясно видели тут бизнес и хотели его продолжать.
|
|
|
|
|
|