|
конечно, всем известны простые истины как вести себя в общественном транспорте, чтобы не быть обворованным. Однако повторение я думаю не будет лишним...
Статья с Украинского сайта, поэтому номера маршрутов и т.п. - Киевские.
Исповедь карманника или как уберечься от «щипачей»
Карманники – это отдельная каста в воровском мире. Говорят, они не курят и не пьют, чтобы рука в ответственный момент не дрогнула. Еще говорят, на вора не учатся, им нужно родиться. Мы познакомились с одним киевским карманником. Сейчас ему 23, своим промыслом он занимается с 8 класса. Попросил назвать себя просто Шурой. В разговоре мы оставили специфические выражения из воровского мира. Это интервью многих может «зацепить за живое», но воришки – тоже неотъемлемая часть городской жизни.
– Ну и как ты умудрился влезть в это дело, Шура?
– Рос в одном районе, а когда переехал на Виноградарь, познакомился с ребятами. Меня посвятили в принципы воровского мира. Когда я первый раз сел с ребятами в «резину» (троллейбус) – я не хотел воровать. Они говорят мне: «Слушай, проедься с нами от Кардач до Шулявки», – я проехался. Ничего. Потом они снова: «Давай-ка проедем еще пару остановок», – я снова поехал с ними. Тут друг «делает» (крадет) у девушки «булку» (кошелек), перебрасывает мне – у меня аж руки задрожали, но я спрятал. И все: 750 долларов на троих – по 250 каждому, это всего-то за час. Я был готов с ними так все время ездить. Тогда ведь я на радиорынке работал и в день получал 15 гривен, а с ними – сразу 250 баксов. Если по честному, сейчас хочу спрыгнуть...
– С чего вдруг?
– Вот мужики, которые меня учили, оставили себе это в качестве хобби. Они успели организовать свой бизнес. Теперь время от времени вылазят из машин, садятся в «резину» и крадут в удовольствие – не могут без этого. Заходит, к примеру, мужчина лет 40–50, нормально прикинут, и кто поймет, что он карманник?
– Когда ты впервые сделал это сам, без помощи друзей?
– Вытащил «булку», делая вид, что поправляю девушке волосы, и рассказывая ей что-то в таком духе: «Малышка, я хочу на тебе жениться. Скажи своей маме, что ее ждет зять».
– Приятная хоть внешне девушка?
– Да мне какая разница... А вообще да, симпатичная по жизни.
– И не жалко ее было?
– Жалко?.. Она мне не говорила, что у нее последнее, тем более я всегда крал у людей состоятельных – это уж точно были не последние деньги. Эти деньги я заработал, я рисковал самым ценным – своей свободой.
– А какой-то кодекс чести у вас есть?
– Карманники – это люди, которые не грабят больных, пенсионеров, малоимущих, не проливают кровь – это аристократия воровского мира. Но по понятиям живут сейчас немногие, основная масса новых ребят – это наркоманы, которым лишь бы на дозу заработать. Наркомана ты сразу увидишь в транспорте, он начинает залипать, чешется, да и выглядит не ахти. Но при этом еще и пытается куда-то руку засунуть. Раньше их пинками гнали из троллейбусов.
– А тебя хоть раз гнали?
– Меня однажды «спалили» (поймали на горячем) в маршрутке, тогда у меня было 1200 гривен. Вытолкали, сломали два ребра, знаешь ли, самосуд – самое страшное, но деньги так и не нашли. Милиционеры меня подняли. Я им сказал, что, мол, контролеры побили. Но если словили – правило: всю вину нужно на себя брать. Во-первых, ты никого не подставляешь, во-вторых – тебе меньше дадут срока.
– Карманников как-то классифицируют?
– Эта грань стерлась – я, к примеру, и сумки резать умею, и квартиры грабить, и на кармане сидеть. Когда ты видишь «терпилу» (того, кого можно обокрасть), сразу понимаешь, как лучше его оприходовать. Если он сумку «греет», прижимает то есть, то лучше «мойкой» (лезвием), бывает, монеты затачивают, но это столько проблем добавляет – ее где-то спрятать нужно, а лезвие кинул в рот и пошел. Но сейчас все методы хороши, могут вообще подойти, дать по голове в открытую, забрать мобилку и пойти дальше. Это уже не культура, люди разучились красиво красть. Да и работать стало сложно – люди побогаче катаются на такси, машинах, а раньше все на «резине» ездили.
– И много у нас карманников?
– В Киеве тысяч 5, даже больше, в основном родом с Соломенки и Виноградаря, а на Троещине ходят по базарам.
– И девушки среди них есть?
– Конечно, они жертвами выбирают парней – поверь, они в работе более отчаянные. А мы чаще выбираем девушек – они такие рассеянные ездят по городу.
– И как же вы работаете?
– Есть ребята, которые ездят сами, а в основном – вдвоем, втроем. Один ворует, передает «прополь» (украденное) другому, третьему – и все. Работаем на подсадках: человек еще не успел зайти в транспорт – мы его уже сделали. Если на практике, давай покажу способы. Смотри, становишься за спиной человека, который держится за поручень. Подбиваешь ему немного колено, и пока он там крутиться, открываешь рюкзак. Можно стать около него, прикрыть одной рукой вторую руку, которой ты достанешь у него из наружного кармана «бабло» или телефон – это летом в основном. Проще всего разговорить человека – руку в карман, взял и пошел.
– Помнишь свой самый интересный улов?
– Мы как-то за один раз 7,5 тысяч долларов «подняли» из трехлитровой банки. Это был 1995 год. Не знаю, как до такого додуматься можно было, но в троллейбусе ехала женщина с сумкой, а внутри – банка с баксами. Друг достает две бумажки и передает мне. Потом снова и снова, я уже устал их принимать, а он все не останавливается. Так мы вытащили 7,5 тысяч по сотке.
– Назовешь самые рыбные места в Киеве?
– Маршрут «Шулявка–Лыбидская», конечно – № 18 с Майдана, но там очень много милиции, 14-й трамвай, 5-й и 22-й троллейбусы, транспорт на Троещину, но только в вечерний час пик, когда масса людей возвращается домой.
– А в какое время у вас «работа»?
– Утренняя «тяга» (вылазка) с 7 утра и где-то до 11, потом часов с 16.00 и до 19.00 – в самое людное время. И так каждый день. Можешь ничего вообще не заработать, а можешь за раз себя на неделю обеспечить. Знаешь фразу: день в карете, два пешком?.. Есть суеверие – «зарубил» (украл) пустой кошелек – все, фарта не будет. Но это очень просто снимается: выпил 150 водочки, перебил фарт и поехали дальше.
– А кредитки куда деваете?
– Выбрасываем, оставляем только деньги и проездные на транспорт – их потом спихнуть можно. Есть у меня один знакомый, который за 20% может раскодировать карточку. Но ее ведь сразу блокируют. Или там 20 гривен лежит, кому это нужно?
– В метро тоже промышляют?
– Вход в метро сейчас стоит 150 гривен.
– Да нет, 50 копеек...
– Ну, это для тебя, а с нас у милиции – 150. «Подкидываешь» им с утра и идешь работать. Даже если тебя поймали с поличным – пару станций проехал и они тебя отпустили. Вот словили меня на горячем, пострадавший написал заявление и ушел. Что мне делать? Я пытаюсь с ними договориться, мол, ребята – я вам бак бензина заправлю, а вы меня отпустите, я больше так не буду. Они соглашаются. А потом еще мне говорят, что я преступник. А они кто?
– Можешь ответить на этот жизненный вопрос?
– А ты? Людям не хватает денег, а если бы нам всем дали нормальную работу, разве мы бы воровали? Хотя все воруют, но по-разному.
– Чем бы ты занимался, если бы не стал карманником?
– Я был бы просто порядочным человеком. Я не хочу ездить на «Феррари», покупать себе вещи от «Версаче», но я хочу жить нормально – поесть, хоть как-то выглядеть прилично, пригласить девушку в хороший ресторан. Просто когда людям чего-то не хватает, они хотят забрать это у других. Кто заводы ворует, кто кошельки.
– Извини за нескромность, а как твоя мама к этому относиться?
– ...Да, я расстраиваю родителей. Они возлагали на меня большие надежды, и я их не оправдал. Мне осточертело постоянно оборачиваться, надоела эта паранойя! Устал я очень. В тюрьму не хочу, свобода – это самое дорогое, никогда и никому не позволю ее отнять... А самое страшное – в том, что когда-нибудь меня спросят, кем я был. Врать не умею, придется сказать, что я вор... был им. Не знаю, получится ли, но я пытаюсь стать порядочным человеком. Я начал писать книгу о своей жизни, об этом мире, в котором жил...
Как уберечься от «щипачей»
Среди наиболее криминальных маршрутов милиция из троллейбусных выделяет – 3, 5, 7, 16, 18, 27, 42, из трамвайных – 1, 3, автобусных – 69
Вечерние и утренние часы пик – звездный час любителей пошарить по карманам и сумкам. Помните, что в большинстве случаев граждане сами провоцируют «щипачей» – носят мобильные и кошельки в заплечных рюкзаках, внешних неглубоких карманах и пакетах, что просто недопустимо. Оперативники не советуют носить в портмоне массу документов – паспорт, водительские права, многочисленные удостоверения. Если все важные вещи у вас во внутренних карманах, бояться нечего – волшебников не бывает, не вытянут. Если вы поймали вора за руку – зовите на помощь других пассажиров, чтобы передать его в руки милиции. Читая в транспорте, осматривайтесь по сторонам. Глаза воров их выдают – зрачки постоянно бегают в поисках «объекта».
Советует Александр Куртенко, и. о. начальника оперативно-поискового отдела уголовного розыска ГУ МВД Киева.
– Если говорить о группах, то у них зачастую один-два рабочих вора, остальные отвлекающие. Они окружают жертву, один толкает и устраивает конфликт, мол, чего толкаешься. Подельники в это время чистят ваши карманы. Распознать воров-профи очень трудно. Даже прошедшие тюремные «университеты» карманники не делают никаких наколок на руках или пальцах. Могут прикинуться глухонемыми, слепыми, показаться респектабельными, чтобы не вызвать подозрений. Когда интеллигентного вида мужчина спросит у вас «на следующей выходите?» и при этом как бы невзначай толкнет, не поленитесь проверить ваши карманы. В эту секунду вас могут обобрать до нитки. Помню случай, когда в районе Шулявки взяли вора, ездившего в троллейбусе в дорогом костюме-тройке с барсеткой. Следили за ним три дня, а поймали на краже дорогого мобильного. Оказался матерым волком с четырьмя судимостями. Когда узнал, что водили его несколько дней, вздохнул: «Да, старый я стал». Есть среди киевских охотников за кошельками и знаменитые – четыре года назад освободилась 70-летняя бабушка-карманница с Подола. На ее счету около 10 судимостей за карманные кражи, а первый срок она мотала еще в 1951 году.
Существенно усложнила работу оперативников гуманная поправка к ст. 185 УК Украины. Если раньше даже за украденные несколько гривен преступника можно было привлечь к ответственности, то со 2 июля 2005-го ввели ограничение – 393 грн. Если украл меньше, единственное наказание в случае поимки от пострадавшего – выбитые зубы или сломанный нос.
Сейчас карманным ремеслом в столице кормятся в основном наркоманы, чтобы раздобыть на дозу, и залетные кавказцы. Среди наиболее криминальных маршрутов – в основном направления из спальных районов к метро и обратно. Из троллейбусных выделяют № 3, 5, 7, 16, 18, 27, 42, из трамвайных – 1, 3, автобусных – 69. Для потрошения сумок «щипачи» пользуются нехитрым инструментарием: заточенная монета, лезвие, скальпель, пинцет, ножницы. Если вор работает в одиночку – «рабочую» руку он прикрывает наброшенным плащем, курткой или пакетом. Не последнюю роль играет расчет на мужской основной инстинкт. Представьте – в автобусе или магазинной очереди стоит рядом с вами женщина с красивой фигурой, глубоким декольте, в короткой юбке. Пока вы любуетесь ее формами, подельник утянет ваш кошелек или телефон. А когда нужно будет описать красотку в милиции, на вопрос «какое лицо?» не ответите в жизни, ведь туда-то и не смотрели. Такой способ называют «серая мышь» – при всей привлекательности фигуры на лице у преступницы нет косметики – физиономия самая невзрачная.
cripo.com.ua |
|
|
|
|